Проблема с курком: сгорел транзистор на плате дисплея

Форум / Электротранспорт / Электросамокаты / Minimotors / Speedway Mini / Проблема с курком: сгорел транзистор на плате дисплея
#поломка
#дисплей
#электрика
+
Форум / Электротранспорт / Электросамокаты / Minimotors / Speedway Mini / Проблема с курком: сгорел транзистор на плате дисплея
1
2
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
26 september 2017, 23:07
Posted: 26 september 2017, 23:07
Короче, доигрался с подключением внешнего оборудования (к контроллеру, не к дисплею) и что-то спалил...
Симптомы:
1. самокат включается и ездит как будто бы в штатном режиме: работает дисплей, стоп-сигнал и габаритки, НО
2. "исчезла" логика, обесточивающая все цепи при выключении самоката. Теперь:
- при "выключенном" самокате спокойно включаются и выключаются габаритки;
- при "выключенном" самокате спокойно загорается стоп-сигнал, когда я жму на тормоз;
- после выключения и включения дисплея он показывает ровно то же состояние, какое показывал до выключения, то есть помнит своё состояние.

Короче, "выключенного" самоката у меня не бывает, я отключаю только дисплей, а выходные цепи всегда под напряжением. Как-то страшненько, хрен знает, что он там будет питать, пока я сплю...

Где искать проблему? Какой элемент или цепь отвечает за обесточивание всего и отключение мозгов?
Чем грозит нынешнее состояние самоката?
@Чебуратор, может знаешь как оно там устроено? Логика наверняка у Минимоторсов одинаковая для всех, для Дуалтронов в том числе.
Мидас
Форумчанин
МоскваRating: 475
Мидас
26 september 2017, 23:43
Posted: 26 september 2017, 23:43
Я могу только предполагать - т.к. понятия не имею, как там все устроено - что закоротило какой-то мосфет. Почему так думаю: потому что судя по всему, поломался "выключатель" питания, а выключателем в электронике служат именно мосфеты. Более того, я однажды в автомобиле кривыми руками коротнул подсветку багажника - и она у меня стала гореть постоянно, причем на пониженном напряжении. Изучение проблемы привело к обнаружению сгоревшего мосфета, который коротил по всем трем выводам.
Попробуйте поискать и прозвонить все мосфеты на плате за исключением силовых. Если, конечно, они там есть.
 1   
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
26 september 2017, 23:51
Posted: 26 september 2017, 23:51
Ответ пользователю
Мидас : 26 september 2017, 23:43
на это сообщение (развернуть)
Я могу только предполагать - т.к. понятия не имею, как там все устроено - что закоротило какой-то мосфет. Почему так думаю: потому что судя по всему, поломался "выключатель" питания, а выключателем в электронике служат именно мосфеты. Более того, я однажды в автомобиле кривыми руками коротнул подсветку багажника - и она у меня стала гореть постоянно, причем на пониженном напряжении. Изучение проблемы привело к обнаружению сгоревшего мосфета, который коротил по всем трем выводам.
Попробуйте поискать и прозвонить все мосфеты на плате за исключением силовых. Если, конечно, они там есть.
Да, меня тоже удивило (и обрадовало одновременно), что тот элемент/цепь, что я спалил, стала замкнутой, а не разомкнутой, то есть вместо разрыва у меня КЗ...
Как пробиваются мосфеты -- делаются замкнутыми?
Мосфет это транзитор? Искать трёхногие элементы? :) Какие они по размерам, плюс-минус?
Чебуратор
Почетный форумчанин
Санкт-ПетербургRating: 1437
Чебуратор
27 september 2017, 1:47
Posted: 27 september 2017, 1:47
Да на мосфет не похоже, а штатные разъёмы все на своих местах? В лаке, которым, покрыты платы, не было случайных примесей? Я бы с контроллера начал, именно с печатных дорожек, похоже на отвалившийся кусочек олова, который теперь коротит цепи  питания.
 1   
Мидас
Форумчанин
МоскваRating: 475
Мидас
27 september 2017, 9:06
Posted: 27 september 2017, 9:06
[quote="Mister Big Joe"]Мосфет это транзитор? Искать трёхногие элементы? :) Какие они по размерам, плюс-минус?[/quote]

Да, черные трехлапые, крупные. Типа http://nazya.com/anyimage/img.alicdn.com/imgextra/i2/TB1puirGpXXXXakXXXXXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg
Попробуйте их просто прозвонить мультиметром в режиме прозвонки. Если какой-то из них в вашем случае будет звониться по всем трем контактам - это оно. 

Но еще раз говорю, это только предположение. Возможно, прав Чебуратор, возможно - что-то еще. Ведь теоретически, мог сгореть и обычный биполярный транзистор, управляющий собственно мосфетом :(
 1   
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
27 september 2017, 9:21
Posted: 27 september 2017, 9:21
На настоящий момент новость такая:
отключение разъёма дисплея (он проще всего разбирается :)) решает проблему по скрытому питанию цепей. То есть, при отсоединённом разъёма дисплея, кроме того что он забывает своё состояние при выключении, габаритки и стоп-сигнал не включаются.
Полагаю, что поломалась логика в плате дисплея, которая говорит контроллеру питать внешние цепи. Контроллер ещё не разбирал.
[quote="Чебуратор"]Да на мосфет не похоже, а штатные разъёмы все на своих местах? В лаке, которым, покрыты платы, не было случайных примесей?[/quote]

Штатные разъёмы все на местах, ничего не трогал. Только подключил фару к цепи, специально выведенной для внешнего оборудования. Собственно, игра с фарой мне что-то и спалила... Видимо, у неё какие-то огромные пусковые токи, так что при включении фары у меня поначалу отрубался самокат. А рабочий ток очень маленький, 0,2-0,3 А (при напряжении 50В).
Лак специально предназначенный для покрытия плат, Plastik-71 в банке под кисть.

Следующий вопрос к знатокам: а дисплей от Speedway и Speedway Mini совместимы? :)
У меня же есть SW3, и простейший тест, который я могу провести -- подсоединить дисплей от старшего к младшему. Если с ним всё заработает, то я окончательно исключу контроллер из круга возможных проблем.
Чебуратор
Почетный форумчанин
Санкт-ПетербургRating: 1437
Чебуратор
27 september 2017, 10:26
Posted: 27 september 2017, 10:26
Дисплеи внешне одинаковые, но разные по рабочему напряжению, возможно есть отличия по контактам управления, но в любом случае у Экодрифта, можно купить родной, это быстрее и надёжнее, чем заказывать его с "Али".
Vladimir Lavrulin
Генератор лайков
МоскваRating: 3585
Vladimir Lavrulin
02 october 2017, 16:42
Posted: 02 october 2017, 16:42
На какой стадии сейчас обсуждаемая история? Решилась/нет? Дисплей на 48В удалось достать? Могу свой дать :)
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
02 october 2017, 19:03
Posted: 02 october 2017, 19:03
Ответ пользователю
Vladimir Lavrulin : 02 october 2017, 16:42
на это сообщение (развернуть)
На какой стадии сейчас обсуждаемая история? Решилась/нет? Дисплей на 48В удалось достать? Могу свой дать :)
Достать дисплей не удалось, но я с вероятностью 99% понял что произошло, т.е. какой элемент сгорел, и достать его можно в Чип-и-дипе.
Но восстанавливать этот элемент в Дисплее нет смысла -- т.к. новый элемент точно также пробьёт. :) По этой же причине брать чей-то не буду! Так, я спалил уже второй дисплей от старшего SW3 точно таким же образом, переставив его на Миник потестировать.
Пришлось разорвать принудительно ту цепь, в которой КЗ и которая никогда не засыпает, и вывести её под дополнительную кнопку. :) То есть, у меня теперь кроме штатной кнопки включения есть дополнительная самопальная кнопка :))
Всё ради фары! Я мог от неё отказаться и просто восстановить дисплей в штатное состояние, но столько сил уже в неё вложил, что пока стараюсь всеми силами оставить её и подружить со всеми, кого она выводит из строя :))

А вот испорченный попутно второй дисплей, от SW3, придётся чинить. В стадии :)
 1   
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
10 october 2017, 14:44
Posted: 10 october 2017, 14:44
Что-то я забросил эту тему, хотя проблему уже решил. Тьфу-тьфу пока всё работает исправно. :)

Итак, что произошло:
- пробит полевой транзистор в блоке управления (плата дисплея), показанный стрелкой. В итоге при выключении дисплея самокат не размыкал цепь в этом транзисторе, то есть транзистор работал как всегда подключенный провод. Ток утечки в выключенном состоянии составлял 35мА, что дофига: за 10 часов 350мА*ч, за сутки 840мА*ч; за две недели аккумулятор (15А*ч) высаживался бы в ноль. Плохо.
 

Почему это случилось:
- все токи, отвечающие за внешнее оборудование, текут через эту цепь, а именно:
габаритные огни, стоп-сигнал, сигнал с курка, моя подключенная фара. При этом транзистор рассчитан на ток 1А. Я игрался с подключением внешней фары. Фара в момент включения, судя по всему, выдаёт какой-то значительный ток, и только после переходного процесса выходит на режим потребления 240мА. Именно в момент включения транзистор пробивается.

Подробнее:
- На рисунке условно обозначил ноги транзистора 1,2,3,4. Корпус элемента SOT-89. Ноги 2 и 4 -- это конструктивно одна и та же нога, утолщение сделано для теплоотвода. В выключенном состоянии между (1,2) и (2,3) должен быть разрыв. В моём случае пробило схему между ногами (1,2) -- в итоге там была закоротка.
 
Транзистор этот продаётся за копейки в Чип-и-дипе: вот он.

Как работает электрика самоката штатно касательно блока управления:
- у блока управления 6 проводов. Назначение их специально описал здесь. Независимо от того, включен самокат или выключен, на красном проводе (условный "вход" в блок) всегда есть напряжение. Все напряжения измеряются относительно чёрного провода.
Когда вы включаете самокат (включением условно обзовём включение дисплея), открывается тот самый транзистор и подаёт напряжение на оранжевый провод, который уходит к контроллеру и питает внешнее оборудование. При выключении самоката транзистор снова размыкает цепь, всё оборудование обесточивается. Напряжение остаётся только на красном проводе.
В моём случае выключение самоката не размыкало цепь через оранжевый провод. В итоге на оранжевом проводе напряжение было всегда, и всегда тёк ток утечки 35 мА.

Как лечить случившуюся проблему:
Вариант 1. Выпаять сгоревший транзитор, впаять новый. Забыть об использовании фары или другого оборудования, которое скачком или постоянно потребляет ток выше 700мА. Радоваться жизни.
Вариант 2. Разорвать эту цепь принудительно и посадить её на реле, кнопку, любой выключатель на ваше воображение и логику.

Как это лечил я:
- по Варинту 2. Разорвал оранжевый провод, вывел его под дополнительную кнопку (с фиксацией) наружу. Дисплей включается/выключается независимо от состояния этой кнопки. Таким образом, когда я выключаю самокат, я дополнительным действием размыкаю эту кнопку и обесточиваю ток утечки через оранжевый провод. Когда я включаю самокат, я дополнительным действием жму кнопку и замыкаю цепь. Пока я этого не сделаю, кроме дисплея ничего работать не будет: ни габаритки, ни стоп-сигнал, ни мотор-колесо с курка, ни фара.
Таким образом, помимо кнопки включения дисплея у меня есть ещё одна заветная кнопка, которая включает всё остальное. Пока что проблем с таким подключением выявлено не было.
Фара работает, всё работает, цель достигнута. Цена этому: появилась дополнительная кнопка, про которую нужно не забывать и иногда контролировать.

Что ещё:
- кроме того, во время тестирования неисправности я снял дисплей со старшей модели, Speedway 3, и поставил его на Миник. И спалил тот же самый транзистор таким же самым образом -- включением и выключением моей чудо-фары. Фейспалм. Разумеется, дисплей от второго самоката нужно было вернуть в прежнее состояние. Его я вылечил по Варианту 1:
выпаял сгоревший транзистор
 
припаял новый. Результат после пайки:
 
А вот и сам засранец, с которым пришлось повозиться. SMD-элемент на кончике ногтя с расстоянием между ножками 1мм.

После этого мой Speedway 3 заработал штатным образом.
 2     2     6   
!GENgroup
нужны ваши Лайки
МоскваRating: 2531
!GENgroup
10 october 2017, 15:13
Posted: 10 october 2017, 15:13
Молодец! С почином! (в буквальном смысле) ))
Респект за толковые пошаговые квесты!)


2 вопроса:
1) Почему вариант с кнопкой? Противоугонка? Или ещё резоны есть? 
2) А нет-ли более мощного аналога этого полевика?  
У меня был ТВ Самс старый, на нём каждый год летел строчный транзистор (они с 25й трубы поставили на 29, и он работал на измор), сервисники меняли на такой-же, и за год он умирал.  Потом пришёл частник, паренёк в очёчках, и говорит - я помощнее поставлю, с запасом.  Ну, 10 лет никаких вопросов..))
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 15:19
Posted: 10 october 2017, 15:19
Молоток, Коль! Ещё одно спасибо за инфу, - реально полезно!
Как относишься к идее поставить вместо кнопки замок зажигания? Продаются же такие выключатели с личинками для ключа, и стоят копейки. Зато ужо не угонят без ключа-то.

И ещё - побочная польза от дополнительного разрывания этой цепи такая: теперь можно, включив только дисплей (штатным способом), юзать USB-гнездо, например, заряжать мобилу. А всё остальное потребительное электрохохяйство (освещение, контроллер) будут при этом обесточены, - очень удобно, если присел в уличной кафешке вечером, воткнув телефон на зарядку: телефон заряжается, а огни батку не юзают.
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 15:26
Posted: 10 october 2017, 15:26
И в догонку: может, не выключатель с личинкой под ключ, а (чего уж мелочиться) сразу сигналку с радиопультом?
Оно же тоже стоит копейки, - а понтов при этом - аж на три рубля!., - подходишь к экату, демонстративно жмёшь на кнопку на радиопульте, - и экат оживает всеми (заранее) включенными огнями!., встаёшь на него и уезжаешь.

PS: а ещё есть bluetooth-колонки от JBL, у них, при включении питания колонки, на пару секунд выдаётся звук включения двигателя (разумеется, заранее зашитый производителем колонки), и при выключении - аналогичный звук, только больше соответствующий выключению двигателя. Если установить JBL на экат (а у меня стоит JBL Xtreme на велике) и соединить электросистему эката с электросхемой колонки, то при показательном нажатии на радиобрелок, будут не только огни загораться, но и звук запуска мотора будет слышен, как вам идея? :)
!GENgroup
нужны ваши Лайки
МоскваRating: 2531
!GENgroup
10 october 2017, 15:32
Posted: 10 october 2017, 15:32
[quote="Meloman"]как вам идея? [/quote]

Понтово, кто-то оценит..)
Только, я оч мучаюсь со всеми современными девайсами - у них ВКЛ не механический, а электронный, и они не хотят включаться от подачи питания, что иногда былоб оч. полезно.  Вот даже ТВ - скакнуло напряжение, вернулось, а надо его снова включать (наверняка и с ЖБЛкой так-же)..
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 15:44
Posted: 10 october 2017, 15:44
[quote="!GENgroup"](наверняка и с ЖБЛкой так-же)[/quote]

Для этого есть профессия радиоинженер. И мы - её адепты :)
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 15:58
Posted: 10 october 2017, 15:58
Релюха (электронный ключ), который при подаче напряжения на несколько секунд замыкает управляющую цепь, а при снятии с него (с ключа) напряжения - опять делает то же самое - замыкает управляющую цепь на несколько секунд.

Кто накидает готовых продающихся в рознице вариантов?
//ток управляемой цепи (в JBL) - сами понимаете - несколько миллиампер

А ещё!., - если ставить реальную авто (или мото) сигналку, то в ней (в самой сигналке) уже есть штатная функция кратковременной подачи напряжения на определённых выводах. Это напряжение можно подать на релюшку (электронный ключ), который будет замыкать родную стартовую кнопку (Power) JBL-колонки.
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
10 october 2017, 16:08
Posted: 10 october 2017, 16:08
По порядку :)
[quote="!GENgroup"]1) Почему вариант с кнопкой? Противоугонка? Или ещё резоны есть? [/quote]

В моей вселенной кнопка -- самое простое двухконтактное устройство для "разрыва/соединения цепи". Более простого и топорного ничего не придумал и даже не хотел :)
Действительно, её эффективно можно использовать как противоугонку: тому, кто знаком с самокатом, но не знает про наличие кнопки, придётся долго думать, почему дисплей включился, но самокат не едет :)
[quote="!GENgroup"]2) А нет-ли более мощного аналога этого полевика?  [/quote]

Искал. Не нашёл. По ходу, в корпусе такой величины ничего больше 1А не предусмотрено спецификацией форм-фактора SOT-89. Был бы просто счастлив найти такой же на 2 или 3А без колхоза доп. дорожек или проводов на плате.
[quote="Meloman"]Как относишься к идее поставить вместо кнопки замок зажигания? [/quote]

Отношусь положительно, но работать не хочу :))) Вот ты ведь не хочешь сам разрабатывать крепление аккумов и фар на руль SW4 -- выложил тех.задание :) Мне просто незачем. Я не оставляю его на улице и не планирую, а колхозить дополнительную цепь, которая будет испытывать перепады температур до -15 (я буду ездить зимой), и носить с собой ещё один ключ или брелок -- тупо неохота и незачем. Настолько же незачем, как делать такое для велосипеда или толчкового самоката, например :))
[quote="Meloman"]И в догонку: может, не выключатель с личинкой под ключ, а (чего уж мелочиться) сразу сигналку с радиопультом?[/quote]

Те же причина :) Незачем и неохота.
[quote="Meloman"]а ещё есть bluetooth-колонки от JBL[/quote]

А вот колонки приколхозить хотелось бы -- просто чтобы слушать музыку с телефона через БТ. Как готовое решение. Крепить -- например, на флягодержатель. Ещё не нашёл вариантов "держатель + колонка", если подскажешь -- буду благодарен!
Короче, музыка в проработке, но завязывать её на понты зажигания вообще не хочу :)
 1   
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 16:18
Posted: 10 october 2017, 16:18
А я б с удовольствием поставил бы сигналку на SW4! :)
Вот самая дешёвая на Москвоском рынке сегодня сигналка: http://avtozvuk-online.ru/shop/product/view/22567/24757.html?ymclid=076407530059386718300001
Её зовут Автосигнализация CENTURION 03 (фото прилагается), стоит всего 1150руб., её функциональные возможности раза в три превышают необходимые для реализации вышеописанных мною идей. А в руках изобрета тельного радиоинженера можно применить с пользой и понтами до 90% от всех возможностей этой сигнализации! :)

Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 16:44
Posted: 10 october 2017, 16:44
[quote="Mister Big Joe"]А вот колонки приколхозить хотелось бы -- просто чтобы слушать музыку с телефона через БТ. Как готовое решение. Крепить -- например, на флягодержатель.

Короче, музыка в проработке, но завязывать её на понты зажигания вообще не хочу :)[/quote]

Прочёл твой пост и захотелось JBL Xtreme поставить на SW4 :)
Думаю, перед рулём, "лицом" вперёд, на самом верху - сразу под фарами.
На фотках - так у меня JBL Xtreme установлена на GT Aggressor 1.0 (2013).

 1   
Mister Big Joe
Ничего особенного
МоскваRating: 2474
Mister Big Joe
10 october 2017, 16:47
Posted: 10 october 2017, 16:47
[quote="Meloman"]Прочёл твой пост и захотелось JBL Xtreme поставить на SW4 :)[/quote]

А чё такие дорогие эти колонки?.... от 12тыр начинаются....
Хотел, конечно, сильно подешевле чо... Есть качественные аналоги?
Meloman♪
Форумчанин
МоскваRating: 159
Meloman♪
10 october 2017, 17:09
Posted: 10 october 2017, 17:09
[quote="Mister Big Joe"]Есть качественные аналоги?[/quote]

Все JBL одинаково качественные.
Только не нарвись на подделку!!
1
2